СИСТЕМА ВЗГЛЯДОВ, Город-черепаха, или 9 принципов Лернера

На интересные выводы порой наталкивают статьи и материалы, казалось бы, совершенно «из другой оперы». В июньском журнале «Вокруг Света» (электронная версия) прочел очерк об удивительном человеке: архитекторе, руководителе института, мэре города Куритиба (Бразилия) — Жайме Лернер. Люблю такие истории о людях, которые представляют из себя сочетание таланта, упорства, целеустремленности и управленческих качеств.

Рекомендую почитать статью в двух направлениях: ради любопытства, а также «по диагонали» — какие принципы и методики использовал Лернер при проектировании и управлении.

005

СИСТЕМА ВЗГЛЯДОВ Город-черепаха, или 9 принципов Лернера

  1. Город не так сложен, как его пытаются нам преподнести продавцы сложностей.
  2. Иногда городу нужна акупунктура: локальные изменения, быстрые «уколы», которые придадут ему жизненных сил.
  3. Город должен расти по плану и быть многофункциональным: так, чтобы рядом были работа и учеба, торговые, культурные и спортивные центры.
  4. Хороший город подобен черепахе: это дом, работа и возможность передвигаться.
  5. Транспорт — это такая система, которая позволяет жить и работать в городе. Он не может быть сам по себе.
  6. Надо сократить количество машин, чтобы было больше пространства для людей. Общественные места — это главное, ради чего люди и живут в городах.
  7. Элитные дома для богачей нерациональны. Чем выше стены, за которыми они хотят спрятаться, тем больше шансов, что у выхода кто-то будет поджидать их с недобрыми намерениями. Нужно, чтобы разные люди с разным достатком жили в одном пространстве. Это и есть настоящая безопасность.
  8. Многие жалуются, что город слишком большой, а денег слишком мало. Надо решать проблемы, используя то, что имеешь.
  9. Нужно, чтобы горожане чувствовали уважение к себе, и в ответ они будут сознательно и ответственно относиться к городу

Проектированием уникальной городской системы начал заниматься еще в 1965 году Институт исследований и планирования городской среды — IPPUC (Instituto de Pesquisa e Planejamento Urbano de Curitiba), созданный при участии молодого архитектора-урбаниста Жайми Лернера. До него тактика градостроителей сводилась к делению города на зоны и к строительству новых дорог. Институт же начал разрабатывать общую концепцию города, а планирование стало системным непрерывным процессом.

В 1971 году 33-летний Лернер, уже побывавший на посту президента института, был назначен мэром Куритибы и начал воплощать свои проекты в жизнь. Он видел будущее в развитии общественного транспорта и одновременно в расширении зеленых и пешеходных зон. Первые экспрессы по выделенным проспектам Лернер запустил в 1974-м. По тем временам решение было революционным. Куритиба стала моделью, по которой создавалась система общественного транспорта в Боготе, Сантьяго, Мехико, Лос-Анджелесе, Сеуле и многих других городах мира

 

Добавить комментарий